Главная страница сайта бильярдной фабрики
				«Пирамида 26»
              Оптовикам                           О нас                           Прайс-лист                       Доставка и оплата                       Контакты              
Ваша корзина
Товаров: 0
Сумма: 0 руб.
Каталог


 
 

Основы бильярдной техники.

Нельзя сказать, чтобы к сегодняшнему дню теория движения бильярдных шаров была разработана детально и исчерпывающе. При изучении физики все сталкивались с рассмотрением действия сил при столкновении упругих тел на плоскости; известны и соотношения силы удара тел, их скорости после удара. Однако все это многообразие физических законов применительно к технике бильярдных ударов учитывается лишь в единственном частном случае - для шаров с поступательным движением вперед. При игре в бильярд наряду с прямолинейным движением существует также несколько видов вращения, а чаще всего поступательное движение шаров сочетается с их вращением. Подобное вращение может происходить вокруг параллельной плоскости стола горизонтальной оси, а также вокруг осей, наклонных плоскости стола. Поэтому объяснение движения бильярдных шаров при разных ударах возникает только в результате многолетней практики лучших мастеров, профессионалов бильярда.

В XIX столетии Гюстав Гаспар Кориолис выпустил книгу «Математическая теория явлений бильярдной игры». Этот ученый-механик прославился в истории науки как основоположник теории относительного движения тел в связи с силами и ускорениями, которые способны действовать во вращающейся системе отсчета.

Кориолис смотрел на бильярд глазами математика и механика. Используя примеры из бильярда, он составил задачи о движении шаров по шероховатой плоскости и сам же дал решения этих задач. Он обосновал вероятность возвратного движения шара, которое позднее применили на практике профессионалы высокого класса. Это был любимый труд Кориолиса, академика Парижской академии наук. В предисловии к книге он писал: «Я думал, что люди, знающие теоретическую механику... с интересом познакомятся с объяснениями всех оригинальных явлений, которые можно наблюдать во время движения бильярдных шаров. После того как я наблюдал эти явления в игре знаменитого Манго, я постарался дать для них математический расчет». Кориолиса более всего увлекали изящество и остроумие анализа и графических способов расчета сил, ускорений и скоростей, которые получаются в результате удара кием по шару, а также при взаимном столкновении шаров друг с другом и в момент отражения шара от борта бильярда. Книга буквально пестрит формулами из теории вероятности и теории пределов, дифференциального и интегрального исчислений. Естественно, что Кориолис даже не ставил своей задачей дать какие-либо практические рекомендации поклонникам бильярда, поэтому его произведение может быть интересно лишь ученым, занимающимся динамикой твердого тела.

Теория бильярдной игры необходима для того, чтобы правильно научиться играть. Талант, опыт, природная наблюдательность и даже интуиция могут подсказать, как правильно повести игру, и все же даже с такими умудренными опытом профессионалами вполне могут не только успешно соперничать, но и побеждать менее одаренные от природы игроки, которые реже упражняются на бильярде, однако знают основополагающие теоретические основы, объясняющие последствие того или иного удара. Конечно, можно вспомнить знаменитую фразу: «Мертва теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», но тем не менее теория способна компенсировать отсутствие регулярных тренировок, мгновенно оценивать ситуацию на бильярдном столе в промежутках между ударами и действовать, опираясь на точный расчет. Таким образом, шансы чистого теоретика и чистого практика оказываются практически равными. Между прочим, осмысленное, а потому тонченное искусство выглядит более зрелищно в противовес прямолинейной ставке на выигрыш. Самыми интересными всегда считались игры, где встречались два соперника с разными темпераментами и игровыми почерками. Прежде чем излагать основы бильярдной игры, следует определиться: шар, по которому бьют кием, называется «биток», или «свой» шар; шары, в которые направляется биток, - «чужие», прицельные, или играемые.

Техника игры на лузном бильярде предполагает умение верно ударять кием по битку, а также делать точные прямые и резаные удары битком по «чужим» шарам, сыгрывать бортовые шары, владеть дуплетом, отыгрышем и выходом. Знание основ техники должно идти прежде практики игры, поскольку усвоение особенностей и элементов теории для игрока необходимо. Наоборот, при плохом знании технических приемов удар становится неровным и даже неустойчивым, что ведет к проигрышу или к порче дорогого бильярдного сукна. Каждый бильярдист, несомненно, обладает собственным неповторимым почерком, и здесь не имеют ровно никакого значения его квалификация, опыт и класс, индивидуальная манера бильярдиста называется «свой удар». И даже несмотря на то, что существует огромное количество ударов, по старинной традиции их делят на красивые и коммерческие. Игроков с коммерческими ударами в дореволюционное время называли промышленниками. Их удару была свойственна ровность и правильность. Это удар наверняка по подставленным в лузы шарам. По характеру подобный игрок не любит риска, использует все возможные подставки, а сам может сделать ее чисто случайно. Это рациональная и предельно расчетливая манера игры. Она результативна, но, без сомнения, излишне суха. Здесь нет ни смелых действий, ни красоты, ни динамизма. Игроков другого плана называли артистами. Они использовали при игре красивые удары, сыгрывали трудные шары наряду с подставками и не боялись при этом рисковать. Однако каждый верный удар такого игрока дарил зрителям истинное наслаждение. Что же касается начинающего игрока, то для него наилучшим вариантом будет объединить точный расчет с элементами артистизма. Это наиболее гармоничная тактика.

ТЕОРИЯ УДАРОВ

Очень трудно сделать совершенным точный и красивый удар. Некоторые годами осваивают технику обращения с кием. Каждому начинающему игроку следует знать, что единовременный удар кием на самом деле включает в себя два удара: кием по битку и битка по «чужим» шарам.

Удары кием по битку

Удар кия по битку может быть различным. Это зависит от точки, находящейся на поверхности шара, по которой игрок хочет нанести удар. На самом деле на шаре находится множество подобных точек, однако важнейшими считаются лишь девять из них. Они находятся на стороне битка, обращенной к игроку, причем удар в каждую из этих точек обладает своим наименованием. Из всего вышесказанного вовсе не следует, что наносить удары нужно исключительно в одну из девяти названных точек. Если на доске, к примеру, возникает ситуация, что перед накатом биток располагается от прицельного шара на расстоянии от 0,5 до 2,5 см, то бить следует в точку, находящуюся приблизительно посередине, между центром битка и его верхним краем. Ударившись об играемый шар, биток непременно утратит часть полученной им энергии, однако приобретет вращение вокруг горизонтальной оси, и в результате его движение будет длиться гораздо дольше, нежели если бы он такое вращение не получил.

В том случае, если биток находится на расстоянии 0,2-0,5 см от прицельного шара, то, сделав описанный выше удар кием, игрок не сможет сделать наката, потому что расстояние настолько незначительно, что шар просто не успеет получить вращение требуемой силы.

Необходимо тщательно изучить обстановку на доске, прежде чем

окончательно выбрать точку удара. Всегда следует учитывать, как располагается биток относительно играемого шара, особенно если игрок хочет сделать оттяжку или боковые удары.

Клапштос

Клапштос - это удар кием по центру битка. Данный удар считается основным и дает возможность положить шар наверняка. Если шар ударить точно в центр в плоскости, параллельной плоскости стола, то в этом случае биток получит только поступательное движение вперед. Если биток в этом случае столкнется с другим шаром, то обязательно остановится на месте. Чужой шар отлетит в направлении, задуманном игроком. Подобный удар не только полезен, но и сам по себе красив. Клапштос следует выполнять на близком расстоянии от играемого шара; на дальнем расстоянии он слишком труден и потому теряет смысл.

Однако еще труднее сделать клапштос, если биток встает, плотно прижавшись к борту, со стороны которого спортсмен собирается играть. Если на столе сложилась такая ситуация, то удар будет выглядеть необычно: игрок поднимает вверх толстый конец кия так, чтобы тот своей наклейкой коснулся точки, максимально близкой к центру шара.

Клапштос - важнейший удар в бильярдной технике. Прежде всего игроку следует освоить удар в центр шара и уже потом переходить к отработке более сложных ударов. Помимо клапштоса, существуют еще восемь ударов кием по битку, которые называются эффе, или, иными словами, крученые удары. При таком типе удара шар одновременно с поступательным движением еще и вращается. При этом благодаря боковому вращению шар несколько отклоняется в сторону от прямой линии.

Накат

Накат - это удар кием в верхнюю точку шара, которая находится строго над его центром. Часто в игре возникает такая ситуация, когда игроку нужно послать «свой» шар вперед после столкновения с игральным шаром. Чтобы сделать накат, нужно нанести протяжный длинный удар в верхнюю часть «своего» шара, причем биток получает не только направление от игрока, но и вращение. После столкновения с «чужим» шаром биток на секунду приостановится, а затем проследует вперед. Накат особенно нравится новичкам, поскольку он несложен. Игроки считают, что при выполнении наката удар и прицел особенно точны.

Оттяжка

Оттяжка - это удар кием в нижнюю точку шара, расположенную строго под центром. Иногда нужно, чтобы, столкнувшись с «чужим» шаром, «свой» отошел назад, и для этого следует бить кием в нижнюю часть «своего» шара. Тогда вместе с поступательным движением вперед в противовес накатному удару биток начнет вращаться в обратную сторону вокруг горизонтальной оси и, на секунду задержавшись на месте после удара, покатится назад.

Оттяжка - это самый трудный, но и самый красивый удар. При нем большое значение имеют мягкость удара и его мгновенность. Кроме того, немаловажное значение приобретает состояние наклейки. Ее шероховатая поверхность должна быть закругленной, эластичной и при этом хорошо намеленной. Именно такая поверхность даст возможность правильно и точно выполнить удар.

Боковые удары

В результате названных выше трех ударов происходит либо остановка битка, либо его движение вперед или назад после столкновения с чужим шаром. Клапштос, накат и оттяжка - это относительно простые удары. Если требуется, чтобы биток после столкновения с играемым шаром покатился влево или вправо, в этом случае применяют удары повышенной сложности - боковые, или французские. Впервые такие удары стали применять в карамбольных партиях на безлузных французских бильярдах, а широко распространились они после того, как на киях появились кожаные наклейки. Боковые удары дают возможность выполнять отыгрыш и выход - в этом заключается их главное достоинство.

Правый боковик

Правый боковик - это удар в среднюю точку, расположенную на правой стороне битка. В результате исполнения правого боковика «свой» шар, кроме поступательного движения вперед, начинает вращение вокруг вертикальной оси, которая проходит через центр шара. Шар вращается против часовой стрелки, а после столкновения с чужим шаром вертится наподобие волчка и, увлекаемый этим вращением, пойдет лишь вправо.

Левый боковик

Левый боковик - это удар кием в среднюю точку, расположенную на левой стороне «своего» шара. Этот удар действует подобно описанному выше. Отличие лишь в том, что «свой» шар начинает вращаться по часовой стрелке. После столкновения с играемым шаром биток пойдет исключительно влево.

Комбинированные удары

Далее вкратце рассмотрим комбинированные удары, в которых имеются элементы боковых ударов и, кроме того, оттяжки и наката. Некоторые игроки называют подобные удары боковым накатом или боковой оттяжкой.

Верхний правый боковик

Верхний правый боковик - это удар кием в верхнюю точку, которая располагается на правой стороне «своего» шара. Обычно подобные удары выполняют игроки, которые планируют, чтобы биток, столкнувшись с играемым шаром, покатился вперед и вправо. Удар следует наносить очень плавно и протяжно. В результате исполнения верхнего правого боковика шар получает три вида движения: поступательное движение вперед, движение с ускорением, или накат, и еле заметное невооруженному глазу отклонение вправо из-за бокового вращения шара вокруг вертикальной оси, называемое эффе.

Верхний левый боковик

Верхний левый боковик - это удар кием в верхнюю точку, расположенную на левой стороне «своего» шара. В этом случае биток ведет себя аналогично описанному выше варианту, однако уходит вперед и влево.

Нижний правый боковик

Нижний правый боковик - удар кием в нижнюю точку, которая находится на правой стороне битка. Этот удар дает возможность битку после столкновения с «чужим» шаром уйти назад и вправо.

Нижний левый боковик

Нижний левый боковик - удар кием в нижнюю точку, которая находится на левой стороне битка. Этот удар дает возможность битку после столкновения с «чужим» шаром уйти назад и влево.
 




© 2007-2016. ООО «Пирамида 26». Бильярдная фабрика «Пирамида 26». Бильярдный стол с доставкой по России. Купить бильярдный стол.


Инстраграм Бильярдной Фабрики Пирамида 26 Интернет-магазин бильярдной фабрики Пирамида 26 в Яндекс.Директ Бильярдная фабрика Пирамида 26 на Яндекс.Карты Rambler's Top100