Главная страница сайта бильярдного магазина
				«Пирамида 26»
              Энциклопедия                           О нас             Ремонт и реставрация       Доставка и оплата                       Контакты              
Ваша корзина
Товаров: 0
Сумма: 0 руб.
Каталог


 
 


Школа бильярда





Урок 1 — Основы бильярдной техники

Содержание

Большинство начинающих и игроков среднего уровня считают, что причина невысокого уровня их игры в отсутствии должной концентрации. Это верно лишь отчасти. Основной источник ошибок неофитов — несовершенная техника. Между тем это — самое главное, без этого в принципе невозможен прогресс.

Присмотритесь к игрокам в клубе, где вы играете. «Любители» по большей части не осознают критической важности постановки техники. Они много знают — про накат, оттяжку, винты, выходы, но не могут этим эффективно пользоваться. Не хватает технического арсенала. Почему? Они проскочили первый этап обучения — постановку удара. С тем ударом, который у них есть, они могут забить шарик, два или три, но собрать партию с кия им не под силу. Именно из-за того, что их удар нестабилен.

Более того, многие игроки даже не осознают того, как несовершенен их удар и то, что они могли бы поднять игру только за счет того, что уделили бы больше внимания технике. Проблема в том, что ряд тонких моментов просто невозможно объяснить на бумаге, и лишь взгляд опытного профессионала поможет «настроить» ударное движение правильно. Поверьте, отнюдь не зря каждый автор книги о бильярде рекомендует начинающим игрокам взять пару уроков — это самый простой, быстрый и эффективный способ начать играть в бильярд, а не просто катать шарики по поляне.

На наш взгляд, идеальный учебный курс для начинающих можно условно разделить на 4 этапа:

  • Первое и самое важное — постановка правильного удара. Эта нудная работа над собой отнимает много времени и сил, но она совершенно необходима для того, чтобы прилично играть в бильярд.
  • После того, как игрок достигает какого-то прогресса в технике (например, стабильно собирает линейку из 15 шаров), для него наступает пора заняться продвинутой техникой: остановкой битка, накатом, оттяжкой, боковиками и заинтересоваться позиционной игрой. В процессе игры крайне важно не забывать о технике. В этом случае, применяя на практике накаты и оттяжки, начинающий бильярдист сможет еще больше улучшить свою технику, постичь неочевидные с первого взгляда нюансы и значительно поднять игру.
  • Третий этап: тактическая игра, понятие отыгрыша, система бортов, специфические удары («дуговики», перескоки и т.п). На этом уровне весь новый технический арсенал должен отрабатываться в сочетании с правильным подходом к каждому удару.
  • Примечательно, что после того, как ученик овладел практически всей теорией, он возвращается к тому, с чего начинал: совершенствует технику. Ведущие инструктора EFPB Дэвид Альфьере и Уве Сандер считают, что «большинство ошибок, которые игрок этого уровня все еще допускает, обусловлены недостаточно отработанной техникой и редко случаются по причине отсутствия теоретических знаний».

Перед тем, как перейти к рассмотрению важнейших технических параметров — стойки, хвата, кистевого упора (моста) и движения кия еще раз подчеркнем, только единый алгоритм действий в подходе к каждому удару (будь это удар «с руки», когда прицельный шар «висит» в лузе, или тонкая резка через всю поляну) и идеально отработанная единая техника смогут сделать вашу игру более стабильной. Без этого вы очень скоро обнаружите, что никакие усилия, никакие многочасовые тренировки не делают игру лучше.

Стойка

Бильярд — очень демократичный вид спорта. В него играют мужчины и женщины, молодые и старые, толстые и худые, высокие и низкие люди. Очевидно, найти универсальное, пригодное для всех положение ног и корпуса практически невозможно. Когда Вы подходите к удару обязательно лишь соблюдение трех основных условий:

  • Удобное и надежное положение корпуса.
  • Прямолинейное ведения кия.
  • Свободный ход кия.

Тем не менее, кое-какие общие рекомендации мы рискнем дать. Пусть и применимы они с некоторыми оговорками. Первое: не стойте фронтально и не стойте боком к вектору удара. Ноги должны располагаются примерно под углом от 30 до 45 градусов к линии прицеливания. Во-вторых, повторимся, стойка должна быть такой, чтобы положение корпуса не мешало прямолинейному и максимально ровному по отношению к игровому полю движению кия. По мнению Дэвида Альфьере и Уве Сандера подъем турняка на 1 см дает погрешность в технике удара от 1 до 2%. Игрок, который «задирает» ручку кия на 15 см получает коэффициент излишних ошибок 15-30%!!! И третье, рекомендуется держать опорную (для правшей — левую) руку прямой, что позволит нам исключить одну из переменных.


Стойка

Хватка

Лучшую рекомендацию в этом вопросе, по нашему мнению, дает Боб Бирн (Robert Byrne) в своей прекрасной книге Byrne`s Standart Book of Pool and Billiards: «Не сжимайте кий как бейсбольную биту, крепко обхватив его всеми пятью пальцами. Не держите его одними лишь кончиками пальцев, как пижон — чайную ложечку. Большинство игроков легко, но крепко держат кий большим и указательным пальцами. Еще один или два пальца легко придерживают кий снизу. При отведении кия на замахе — поддерживайте его только большим и указательным пальцами, а при нанесении удара — всеми пятью пальцами».

Тот же Бирн заметил: «Пожалуйста, не пишите мне о том, что два величайших бильярдиста всех времен, Вилли Хоппе и Ральф Гринлиф, нарушали те или иные предписания… Талант, годы напряженных тренировок, фанатичная воля к победе могут компенсировать любые технические огрехи. А тем, кто по роду своей деятельности не имеет возможности с утра до вечера играть в пул, лучше придерживаться ортодоксальных методов».

Ударно-маховое движение кия

Маховой является рука, удерживающая кий за турняк (правша держит кий правой рукой, левша, соответственно, левой). Высокие игроки держат кий несколько ближе к краю, чем низкорослые игроки и дети.

Как определить для себя место хвата? Самый простой и надежный способ: при подведения наклейки кия к битку, предплечье маховой руки должно смотреть перпендикулярно вниз и угол «плечо-предпречье» должен быть близок к 90 градусам.


Преимущество такого хвата в том, что кий ходит свободно, а рука проходит одинаковое расстояние как при замахе, так и при сопровождении. Данное положение считается оптимальным, но отнюдь не обязательным.

Положение головы и корпуса


Кистевой упор

Есть два основных вида кистевого упора, который также называют мостом (bridge- прямое заимствование из английского): открытый и закрытый упор.

Открытый или V-образный упор

Закрытый упор


Для нанесения удара с накатом закрытым мостом надо приподнять упор, не отрывая основание ладони от сукна



Для оттяжки надо максимально опустить средний и указательный пальцы. Кий должен двигаться горизонтально.



Начинающие игроки обычно испытывают определенные сложности при постановке кистевого упора в сложных ситуациях. Например, когда биток находится близко к борту или когда необходимо нанести удар по битку через шар («с шара»). В этом случае мосту следует уделить особое внимание — без надежного упора движение кия не будет прямолинейным и вы просто не попадете в ту точку на битке, в которую целитесь.

Постановка закрытого кистевого упора на борту.



Постановка открытого моста, когда биток находится почти вплотную к борту (при игре «от борта»).



Постановка закрытого кистевого упора, когда биток находится почти вплотную к борту (при игре «от борта»).




Постановка моста, когда биток находится вплотную или почти вплотную к борту (при игре «от борта»).



Постановка моста, когда биток находится вплотную или почти вплотную к борту (при игре параллельно борту).



Постановка кистевого упора при ударе через близкостоящий шар.




Постановка кистевого упора при ударе через близкостоящий шар.



Роберт Бирн считает, что «открытый мост годится только для ударов небольшой силы, без боковой подкрутки или трудном доступе к битку». В остальных случаях он рекомендует начинающим использовать закрытый — «у них и без того хватает проблем…<и>…без надежного упора вряд ли можно ожидать продвижения дальше разряда лохов». Впрочем, это не аксиома — на ум приходят Ральф Суке, который играет открытым упором и Джонни Арчер, разбивающий (!) с открытого моста.

Причину, по которой большинство профи играет закрытым кистевым упором, американский тренер Джек Келлер видит в том, что большинство из них начинали играть еще детьми. Ручки у будущих шпилей были короткие, поэтому они держали кий в месте центра тяжести, а то и еще ближе к центру. И чтобы зафиксировать шафт, им приходилось использовать закрытый упор. Вырастая, они, разумеется, придерживались привычной техники.


Дэвид Альфьере и Уве Сандер приводят очень любопытный сравнительный анализ преимуществ и недостатков открытого и закрытого кистевого упоров. Но, это мы рассмотрим в следующий раз.





Урок 2 — Мосты

Содержание

Итак, начнем занятие. Хотя, по сути, это не столько отдельный курс в полном смысле этого слова, а, скорее, дополнения к «Уроку 1» — обещанный сравнительный анализ преимуществ и недостатков открытого и закрытого кистевого упоров. Довольно часто кистевой упор называют «мостом» — оба термина равнозначны, а сам «мост» — прямое заимствование из английского (bridge).

Использование открытого или закрытого моста — одна из немногих альтернатив в рамках правильной техники удара. Возможно, такая сравнительная характеристика поможет Вам решить, с каким кистевым упором выполнять конкретный удар, поможет разобраться, почему некоторые удары более результативны, когда их выполняешь с закрытым мостом, а другие — с открытым.

Сравнительный анализ преимуществ и недостатков открытого и закрытого кистевого упоров.

Открытый мост

Плюсы:

Линия прицеливания при постановке V-образного моста не прерывается, шафт кия видно целиком. Именно поэтому открытый кистевой упор предпочтительно использовать на дальних ударах, когда нужна ювелирная точность.

Можно произвести удар над маскирующими шарами. При этом открытый мост не утратит устойчивости, поскольку, в отличие от закрытого, ставится на четырех пальцах. Подобная конструкция гораздо более устойчивая, чем закрытый мост без опоры на запястье.

Количество и разнообразие реальных ударов, выполняемых с V-образным упором гораздо больше. Проще говоря, любой удар с закрытого моста можно выполнить и открытым, а вот обратное неверно.

Возможные минусы:

Во время выполнения удара шафт может пойти в сторону и вверх, он зафиксирован значительно менее жестко, чем внутри «кольца» закрытого упора.

У низкорослых игроков и детей, вынужденных держать кий слишком близко к центру тяжести, возрастает вероятность того, что шафт будет «вылетать» вверх, словно колодезный журавель.

Закрытый мост

Плюсы:

Шафт почти не отклоняется, его движение строго прямолинейно, что придает уверенности во время прицеливания и при ударе.

Можно быть уверенным, что до, в момент удара и после него кий не поведет вверх. Если ударно-маховое движение прямолинейно, удар приходится точно в ту точку битка, по которой вы целитесь.

Дети и низкорослые игроки могут держать кий ближе к центру тяжести, не опасаясь, что турняк перевесит шафт, и тот пойдет вверх в момент удара.

Возможные минусы:

Обхватывающий шафт сверху указательный палец прерывает линию прицеливания — это может помешать, когда требуется выполнить предельно точный удар. Отмечу, что игроки в снукер, которым требуется исключительная точность во время каждого удара, пользуются только открытым упором.

Практически невозможно бить по битку через шар, поскольку в таком положении закрытый упор крайне неустойчив.

Закрытый упор в большей степени ограничен анатомией. С закрытым мостом практически невозможно выполнить удар, когда игроку приходится вытягивать корпус, а также играть от борта.

Отмечу, впрочем, что, несмотря на перечисленные достоинства и недостатки, — вполне объективные — выбор кистевого упора во многих ситуациях обусловлен личными предпочтениями и ничем больше. Например, чемпион мира по «Девятке» тайванец Фон Панг Чао играет в основном с открытым мостом, а саму девятку бьет с закрытым.





Урок 3 — Статистика

Содержание

Главная ошибка абсолютного большинства игроков — отсутствие контроля за ростом собственных результатов (или регрессом, как бы это ни было печально). А если нет контроля за результатами — значит нет и сосредоточенности, исчезает соревновательность, пышным цветом цветут расхлябанность и безответственность.

Чтобы этих неприятностей избежать, надо записывать результаты. Зная, что каждая ошибка будет зафиксирована, вы будете подходить к каждому удару максимально ответственно. Удобнее всего результаты фиксировать с помощью моей «Универсальной схемы подсчета очков».

Обратимся к таблице. По горизонтали — количество шаров, используемых в упражнении. По вертикали — порядковый номер каждого шара. На их пересечении — цена играемого шара, очки, которые игрок получает за его забитие. Универсальной данная схема названа потому, что максимальная сумма очков за каждый подход составляет 15 очков вне зависимости от того, о каком упражнениии идет речь. Если каждое упражнение вы делаете из 5 попыток, то ваш максимум — 75 очков (15х5).

Пример. Допустим, мы забиваем шары по порядку номеров (как в «Девятку»), но при этом используем в упражнении 4 шара. Обращаемся к столбику под цифрой 4 и выясняем, что первый забитый шар даст нам 1 очко, второй — 3, третий — 5, последний четвертый — 6 очков. Что в сумме составит 15. Если мы ошиблись на третьем шаре, то набрали бы 1 + 3 = 4 очка. Забив 3 щара и не положив послендий — пишите 9 очков = 1 + 3 + 5. Если же вы умудрились облажаться на первом ударе (который к тому же «с руки») — ставьте себе баранку. И не говорите, что «не собрались», что удар «не считается». Не обманывайте себя — пишите гордый ноль.


34568910121315
121111111111
253111111112
385311111113
46421111114
5621111115
681111116
71211117
88221118
9521119
10411110
1121111
1231112
133113
14114
15115

В том случае, если получается стабильно собирать не менее 55 очков в 5 подходах (т.е. больше 75%) — усложняйте упражнение или переходите к другим. Если набираете меньше 25% — подумайте, может имеет смысл спуститься на уровень ниже?
Со следующего урока начнется подборка упражнений.





Урок 4 — Одиннадцать шагов Йоргена Сандмана

Содержание
  1. Встать на линию «прицельный шар — луза», определить точку соударения шаров — битка и прицельного. Это важнейший элемент подготовки к удару. Соотношение разреза губ лузы и диаметра «мячика» приблизительно 2:1. С одной стороны, забить шар достаточно просто (особенно, по сравнению с пирамидой или снукером). Но надо учесть, что пул — «игра битка», игра выхода, игра ярковыраженно серийная. «Зарезая» шар в определенную точку лузы, мы можем набрать нужную нам резку и сделать оптимальный в конкретной ситуации выход. Возможна и обратная ситуация с отрицательным (в плане выхода) результатом. Ты не вышел, серия закончилась, подошел соперник и все собрал с кия. Обидно. Вывод: в любой, даже в самой наипростейшей позиции смотрим угол резки. А на начальном этапе обучения стараемся играть только в центр «кармана». Вторая часть шага: «определить точку соударения шаров». Существует множество способов и методов прицеливания — я не буду разбирать здесь этот вопрос. Данная тема требует отдельной статьи. Обратитесь к книгам Р. Бирна или А. Лошакова — там все достаточно просто и толково объясняется по этому вопросу.
  2. Встать на линию, соединяющую биток и прицельный шар. Не сводить взгляд с точки прицеливания. Я бы уточнил: надо встать на линию «биток — предполагаемая точка центра битка в момент соударения с прицельным шаром». О-о-о как!
  3. Подходим к удару, продолжая смотреть на точку прицеливания. Ага! Какой еще подход к удару? Мы и так стоим около стола — нам достаточно только наклониться — и мы готовы к игре.

    Давайте рассуждать логически. Вы выполняете первый шаг, при этом стоите рядом со столом. Что вы видите? Прицельный шар, лузу, прицельный шар, лузу, прицельн… и т.д. Улавливаете суть? Вам нужно переводить взгляд с одного объекта на другой. Конечно, вы видете их вместе, но один из объектов — переферийным зрением, не в фокусе. При этом необходимо видеть позицию целиком, представлять себе удар. Выход простой: выполняя первый и второй шаги, стойте на расстоянии около 1,5 метров от стола. Все! Проблемы нет! Мы видим оба объекта одним взглядом: и линию «прицельный шар — луза», и линию «биток — прицельный шар». И потом, уже как следствие, нам требуется сделать 2 шага к столу, «войти в удар».
  4. Установка кистевого упора. Левая рука по возможности прямая. Мост не далее 15-20 см от битка. Первый раз опускаем взгляд на биток. Без разницы, каким кистевым упором вы пользуетесь, самое главное — он должен быть устойчивым (см. второй урок). За счет того, что у нас все время одинаковыая «длина моста» и «левая рука по возможности прямая», исключается одна из переменных. Устанавливая один и тот же мост, мы достигаем того, что у нас всегда примерно одно расстояние от глаз до кистевого упора и битка. Разумеется, это касатся только т.н. «идеальной позиции», когда нам не мешают другие шары, борта, близкостоящие столы, «исполняющие» соперники, низколетящие самолеты, девицы из стриптиза, совесть, необходимость скрываться от уплаты алиментнтов и т.д.
  5. Коррекция положения ног. Большинство игроков, посмотрев резку и определившись с точкой соударения, сначала встают в стойку, а уже затем выставляют кистевой упор. Если у вас за плечами 10 лет многочасовых ежедневных тренировок и игровой практики, то и вы почти безошибочно будете вставать в стойку правильно, но... пардон, зачем же вы тогда это читаете? Как я думаю, логичней выстроить схему в ином порядке: линия «прицельный шар — луза», определение точки соударения, «биток — прицельный шар/точка соударения», затем подход к столу по вектору удара, установка моста и уже потом, относительно кистевого упора и линии «мост-биток» корректируем положение ног (стойки). Еще раз повторю здесь основы стойки: стоять вы должны так, чтобы положение ног и корпуса не мешало прямолинейному движению кия. Вы должны видеть, куда бьете (т.е. доминирующий глаз должен располагаться сторого над кием). И, наконец, вам должно быть просто достаточно удобно в таком положении.
  6. Контроль правой руки: при подведении наклейки к битку угол «плечо — предплечье» 90 градусов, предплечье — перпендикулярно. Я думаю, что здесь все понятно — должно быть такое положение руки, чтобы почти или вообще не двигая локтем, у нас была достаточная амплитуда для замаха и для сопровождения.
  7. Разминочные движения. Выбор точки попадания наклейкой на битке. Разминочные движения — подготовка и разогрев мышц перед ударом. Должно быть не менее 5 — 6 взмахов. Обратите внимание на второй пункт: выбор точки попадания наклейкой на битке не подразумевает, что вы будете на 7 (седьмом!!!) шаге выбирать, какой винт использовать. Это вы уже знали еще до первого шага, когда придумывали удар, раздумывая над позицией. Здесь наша задача — четко определиться с точкой попадания наклейкой на битке, осуществить «тонкую настройку». Пример: нам нужна оттяжка, но оттяжка может быть разной: можно ударить чуть выше или ниже, левее или правее... Ага, встали в стойку, нашли ТУ САМУЮ точку. Все. Выполняя разминочные движения, подводим наклейку именно к ней.
  8. Пауза. Проверка всех предыдущих действий. Буфер между подготовкой к удару и непосредственно самим ударом. Если мы будем поэтапно прокручивать в мозгах при проверке всех предыдущих действий все шаги — итогом будет пауза секунд на 10-15 и как следствие — промах. Во время паузы длительностью 1-3 секунды мы проверяем прежде всего физическую и психологическую готовность к удару. Если в этот момент у вас возникло хоть малейшее сомнение в том, что вы не забьете шара, что вы стоите не так или случилась еще какая-то неприятность — все, тут же вставайте и начинайте все сначала. Потратить еще 20 секунд лучше, чем потом смотреть, как партию после промаха собирает соперник.
  9. Последнее медленное отведение руки назад. Без паузы в крайней точке.
  10. Плавный удар и сопровождение. Без комментариев.
  11. Сохранение стойки (по возможности) до полной остановки шаров. После того, как биток отрывается от наклейки во время удара, мы уже никак не можем повлиять на траектории движения шаров. Остается только смотреть. Йорген по поводу этого сказал: «шары — глупые ребята, и если на них не смотреть — так и пытаются свернуть в сторону». Очень часто, особенно в состоянии мандража, игрок пытается посмотреть на результат своего удара одновременно с нанесением оного. А иногда даже чуть раньше. Вы, наверно, видели таких «вскакивающих» игроков? Скорее всего, ни один из них не был классным игроком. Хорошие игроки контролируют себя и после нанесения удара.




Урок 5 — Бортовые шары

Содержание

Тема нашего пятого урока — «бортовые шары». Первое. Давайте сразу определимся в понятии «бортовой шар». Т. е. это прицельный шар, стоящий плотно на борту, без зазора. Если между шаром и бортом есть даже небольшой просвет — мы играем его уже как обычный шар «на резке».

Комплекс 1. Два шара — короткий выход.

В этом упражнении мы постараемся отработать простые выходы после «сыгрывания» несложных бортовых шаров. Изначально постарайтесь по возможности, выполняя это задание, избегать каких-либо винтов. Удары наносятся в центр шара (по возможности). Выход по возможности за счет угла резки, на который Вы выставляете первый удар «с руки». Что-то я повторяюсь…

На первом уровне сложности — шары выставляются на первые бриллианты от лузы, на втором — на вторые, на третьем, соответственно, на третьи, на четвертом — комбинированные варианты. Для адептов Сандмана — никакой статистики! Творческое упражнение: пробуем различные углы резки, силу и плотность удара. Затем добавляем боковые подкрутки, если они требуются.


Два шара на коротком борту, рис. 1.


Короткий борт — длинный борт (одна луза), рис. 2.


Длинный борт — короткий борт (одна луза), рис. 3.


Длинный борт — короткий борт (две лузы), рис. 4.


Короткий борт — длинный борт (две лузы), рис. 5.


Длинный борт — длинный борт (две лузы), рис. 7.


Длинный борт — длинный борт (две лузы, вариант 2 и 3). рис. 8. рис. 9.

Напомню, что отрабатывать надо с обеих сторон — и справа, и слева. Это касается и последующих упражнений.

Комплекс 2. Четыре шара.

Забейте 4 бортовых шара в указанные лузы, не перекатывая биток в дальнюю часть стола. Первый удар «с руки». Порядок забития шаров — произвольный, хотя, попробуйте и вариант с «дабл-трибл-кватрабл-и-прочий-трабл» заказом. Примечание: не использовать дуплеты и комбинации (через третий шар).

Комплекс 3. Два шара — длинный выход.

Упражнение похоже на первое задание. Используя тот же принцип, что и в первой группе упражнений, придумайте для себя игровые комбинации из двух бортовых шаров, стоящих на разных половинах стола. Наша задача: забить «с руки» первый шар, выполнить оптимальный выход на второй и «сыграть» (как говорят бильярдисты ) его в лузу.

Когда проработаете придуманные Вами комбинации с шарами на первых бриллиантах — установите прицельные шары на вторые, третьи бриллианты от луз. Затем попробуйте комбинированные варианты.

Комплекс 4. Восемь шаров.

Задача: забить 8 бортовых шаров в указанные лузы. Первый удар «с руки». Порядок забития шаров — произвольный. Не использовать дуплеты и удары через третьи шары. Творческое упражнение — после ошибки восстанавливаем позицию и пытаемся снова.

Комплекс 5. «В одну лузу по борту».

Попробуйте выход:

  • с бегущим винтом через три борта,
  • выход один борт ударом «ниже центра шара»,
  • комбинированные варианты.

Комплекс 6. Для отработки кладки.

Задача — забить бортовой шар, стоящий на 1-ом, 2-ом, 3-ем бриллианте от угловой лузы (три уровня сложности). На уровнях 1 и 2 первая позиция битка при первом ударе — центр стола, затем к короткому борту. Уровень 3 — от короткого борта к центру стола.

Комплекс 7. Тестовое задание «Diamand — 1».

Позиция битка при первом ударе — центральная отметка. Начисление очков — см. таблицу (Урок 3 — «Статистика»).





Урок 6 — Плоский удар

Содержание

Тема нашего шестого урока — плоский удар.

Что есть ПЛОСКИЙ УДАР? Это удар на резке, при котором в момент соударения битка с прицельным шаром биток не имеет никакого вращения. Он скользит по сукну. Если бы не было резки — при таком же ударе получилась бы остановка. Попробуйте следующее (смотри рис. 1 и рис. 2).


Плоский удар - рис. 1
рис. 1

Плоский удар - рис. 2
рис. 2

Как мы видим из рисунка 2, биток после соударения отходит по касательной — под углом 90 градусов относительно направления движения прицельного шара. Линию движения битка иногда еще называют «тангенсной линией». Если мы придадим битку верхнее (накат) или нижнее (оттяжка) вращение, то биток от этой линии уйдет в сторону вращения. Но, опять же не сразу, а «проскользив» по тангенсной линии. Расстояние, которое пройдет биток по касательной, зависит от угла резки, силы, скорости, плотности удара и т.д. Линия А-В показывает направление вращения шара. Смотри рис. 3.


Плоский удар - рис. 3
рис. 3

Плоский удар — фундамент Вашей хорошей игры. Почти все начинающие игроки имеют лишь очень приблизительное представление о том, куда покатиться биток после удара на резке. Не будучи уверены в выходе, неофиты пытаются «придумать» какой-нибудь хитрый винт. При этом не учитывают поправку на отброс шара, отклонение — и в конце концов просто промахиваются. Чтобы постичь управление битком, очень важно для начала разобраться, что происходит с ним при ударе без каких-либо вращений — без вертикальных и боковых винтов. Этим и займемся. Как базовый удар возьмем за основу резку «в полшара». Прицельный шар на точке 3-5; биток 2-5,5. Смотри рис. 4. Не забывайте о том, что надо будет проработать и зеркальную позицию (прицельный шар 2-11; биток 2-10,5).


Плоский удар - рис. 4
рис. 4

Плоский удар - рис. 5
рис. 5

Для начала попробуем сделать три стандартных выхода в заданной позиции (рис. 5). Для выходов 1 и 3 надо просто рассчитать силу удара. Выход 2 можно достаточно просто сделать на ударе в центр битка или небольшом накате, что в силу специфики выполняемого упражнения не желательно. Попробуйте менее плотный удар. Доводить биток до длинного борта в позиции 2 и 3 не обязательно, но постарайтесь делать это.


Плоский удар - рис. 6
рис. 6

Плоский удар - рис. 7
рис. 7

Выход на дальний короткий борт (рис. 6 и рис. 7). Согласитесь, очень часто у Вас складывалась такая позиция. Постарайтесь, чтобы биток приходил во второй длинный борт не ближе первого брильянта от лузы, но и не дальше второго. Не забывайте о том, что чем сильнее удар — тем больше шар вминается в борт. От силы удара зависит угол отскока шара от борта. Этим мы воспользуемся в следующей позиции (рис. 7), когда нам надо выйти на дальний короткий борт через верх.


Плоский удар - рис. 8
рис. 8

Следующая позиция требует от нас мягкого удара (рис. 8). Мы уже умеем останавливать биток на лобовом ударе двумя способами: на плотном ударе чуть ниже центра и мягком ударе в низ битка, в «зону оттяжки», чтобы к моменту соударения шаров биток потерял нижнее вращение, но еще не приобрел «скат» (естественный инерционный ход). Второй вариант мы и будем использовать для этого выхода.


Плоский удар - рис. 9
рис. 9

И последняя позиция в данном уроке: выход на удар по тому же борту (рис. 9). Вариант один — выполняем тот же удар, что и в позиции 8. Второй способ — выполнить выход 3-4 борта.





Урок 7 — Контроль скорости битка

Содержание

Предлагем Вашему вниманию довольно простую градацию — 4 скорости. Данную схему дал Ральф Эккерт.

Итак, позиция следующая. Четыре битка расположены на линии дома на равноудаленном расстоянии друг от друга и от бортов. Цель — сыграть биток с нужной скоростью. Играем только в центр битка, не придавая никаких дополнительных вертикальных вращений (рис. 1). Про боковые винты я ничего писать не буду. Интересно, почему? Касание битком длинных бортов, других шаров и падение в лузу — ошибка, даже если Вы при этом угадали размер. Сыгранные шары остаются на том месте, где они остановились. Несыгранные битки можно передвигать по линии дома. Зона выхода в каждом из ударов — два брильянта от короткого борта (дальнего или ближнего). Шар может едва вкатиться в эту зону, либо, отразившись от борта, остаться в ней — в любом случае будем считать это удачным подходом.


Точка прицеливания на битке - рис. 1
рис. 1

Скорость 1

Задача — ударить так, чтобы биток остался в районе двух брильянтов от дальнего короткого борта (рис. 2). Информация к размышлению. Чем тише удар, тем больше вероятность, что шар «сведет». Нечищеный стол, влажность, «пробитые» для установки пирамиды точки, следы от скотча, «щербатые» битки — все это влияет на траекторию при очень тихом ударе. Будьте предельно аккуратны, используя первую скорость в реальной игре. Когда надо использовать удар такой силы? Решите сами или обратитесь к специалисту. Здесь, как вы догадались, место для рекламы моей школы и прекрасного инструктора.


Скорость 1 - рис. 2
рис. 2

Скорость 2

Умеренно слабый удар. Зона выхода — два брильянта от ближнего короткого борта (рис. 3). Позиция знакомая — так выполняют раскат для определения начального удара на турнирах, только сейчас наша задача не поставить биток максимально близко к борту, а выйти в заданную зону. Очень много ошибок на выходе происходит потому, что делается попытка выйти идеально, и... Лучшее — враг хорошего.


Скорость 2 - рис. 3
рис. 3

Скорость 3

Удар средней силы. Зона выхода — та же, что и при скорости 1, только нам надо сделать три длины стола (рис. 4). Вот здесь начинаются ошибки с непреднамеренными боковыми винтами. Почему? Все просто. Пытаясь придать нужное ускорение битку за счет резкого удара (а не мягкой проводки), неофиты ломают моторику. И как следствие — не попадают в центр битка.


Скорость 3 - рис. 4
рис. 4

Скорость 4

Зона выхода та же, что и при скорости 2, только нам надо сделать четыре длины стола (рис. 5). Чтобы Ваши травмы не были на моей совести, сразу предупреждаю: не используйте чрезмерно резкий удар и тем более не добавляйте верхний винт. Велика вероятность того, что биток после первого касания дальнего борта вылетит Вам в лоб.


Скорость 4 - рис. 5
рис. 5

Но в реальной игре у Вас вряд ли возникнет ситуация, когда все шары можно забить ударами одной силы. Поэтому попробуем следующий вариант. Позиция та же. Первый шар бьем со скоростью 1, второй — со скоростью 2, третий и четвертый — со скоростями 3 и 4 соответственно (рис. 6).


Комбинация скоростей - рис. 6
рис. 6

В дополнение еще одно упражнение — «Ворота». Биток устанавливается на передней точке. Два шара на линии вторых брильянтов дальнего короткого борта на расстоянии одного шара от задней отметки (рис. 7).


«Ворота» - рис. 7
рис. 7

Вариант А: скорость 2, при этом биток не должен задеть «ворота». Перекатываете? Угадал?

Вариант Б (более сложный): то же самое, но скорость 3.





Урок 8 — Статистика и нервы

Содержание

Как внести в свои тренировки элемент реальной игры? Чувствовать себя как на турнире во время стандартной отработки ударов-выходов? Ощущать ответственность за каждый удар и «купить мандража» там, где ничто к этому не располагает?

Рецепт прост: попробуйте посоревноваться с самим собой, переплюнуть свой предыдущий рекорд, улучшить среднюю серию и собраться на тренировочной партии, как на ответственном матче. Идеально для этого подходит упражнение A-series.

A-series

Задача проста: забить все прицельные шары без какой-либо ротации по номерам или группам за минимальное число подходов. Каждый удар заказной.

Открытый разбой пирамиды из 15 шаров. Отмечу, что разбитие не считается подходом. После него все упавшие в лузу (или вылетевшие) шары выставляются на заднюю отметку. При этом падение или вылет битка также не считается ошибкой. Первый удар с руки, последующие с места остановки битка.

На каждую пирамиду дается максимум 4 подхода. После ошибки или фола считается количество оставшихся на поляне шаров, результат записывается в таблицу (таблица 1). Далее удар с руки. Забитые с фолом шары выставляются на заднюю отметку. Всего 8 пирамид. Цель — набрать минимальное количество штрафных очков.


Таблица 1 - Образец тренировочного листа
Таблица 1

Пример (таблица 2):
В первой пирамиде Вы ошиблись три раза. Не забили 6-ой по счету шар, записали остаток — «10». Затем, допустим, уронили биток при сыгрывании 10-го по счету шара — выставили забитый с фолом мячик на заднюю отметку и продолжили с руки. Не забыв при этом отметить «6» в соответствующей графе таблицы. Последняя ошибка через три результативных удара — запись. Добили оставшиеся шары — просуммировали результаты: 19 штрафных очков.

Новая пирамида. Случилось невероятное — после разбития на ударе с руки Вы дали мимо. Записали 15 очков. Забили пару шаров — опять мимо — «13». Окончательно расклеились и опять дали мимо с руки, причем два раза . Пишем два раза по «13», и начинаем новую пирамиду. Лимит ошибок — четыре — на одну колоду исчерпан.

Далее Вы не ошибались абсолютно, собрали шесть колод по 15 шаров. И гордо записали себе шесть баранок.
Суммируем. Получается 73 очка.


Таблица 2 - Образец тренировочного листа
Таблица 2

Если, выполняя данное упражнение, Вы набираете стабильно 45 очков и меньше — имеет смысл перейти на следующий уровень — схема AA-series (рассмотрим ее ниже). Если Ваши баллы штрафа зашкаливают за сотню — переходите на B-series (10 шаров в пирамиде). Там те же проблемы? Ваш выбор: C-series с 6 шарами. И здесь более сотни очков? Срочно найдите наставника!!!

AA-series

Все то же самое, что и при A-series, только вместо открытого разбоя используем подбой при неполной пирамиде из 14 шаров — как при игре «Стрейт пул». Для первых четырех расстановок сбоку как на рисунке 1 (по два раза слева и справа).


рис. 1
рис. 1

Пятую и шестую пирамиды подбиваем после удара в центральные лузы справа и слева (рис. 2).


рис. 2
рис. 2

Подбой седьмой и восьмой пирамиды производится с тыла (рис. 3).


рис. 3
рис. 3




Урок 9 — Кладка прицельных шаров

Содержание

Тема данного урока — кладка — умение забивать шары в лузы. Контроль битка как таковой нас не будет интересовать (в разумных пределах, «топить» биток тоже не следует). Как выполнять упражнения — Ваше дело, я лишь показываю позиции. Можно вести статистику или работать «творчески», с анализом и исправлением ошибок. Проводить определенное количество ударов с позиции или считать только результативные…

Первый комплекс

Задача — забить все шары в любом порядке, при этом биток перед каждым ударом выставляется на переднюю отметку (рис. 1). Прицельные шары, выставленные на позиции 6 и 12, забиваем и в среднюю лузу, и в дальнюю угловую. На первом этапе контроль битка нас не интересует. Затем постарайтесь бить таким образом, чтобы биток не тушевал соседние шары. Далее можно выставить еще один шар на заднюю отметку и сыграть его в любую дальнюю угловую лузу (рис. 2).


рис. 1
рис. 1

рис. 2
рис. 2

Кладка ключевого шара, выставленного на задней отметке, с 12 различных позиций (рис. 3). Если для Вас это просто, можно выставить биток на позицию «2-5» (рис. 4) или (и) перенести биток ближе к переднему короткому борту.


рис. 3
рис. 3

рис. 4
рис. 4

Третий комплекс позиций

Девять «стандартов» Эккерта (более подробно — Ralph Eckert «Modern Pool»)

Прямой дальний удар.
Прицельный шар на центральную точку стола, биток из зоны за линией первого брильянта длинного борта (рис. 5).


рис. 5
рис. 5

Шар на задней отметке.
Прицельный на задней отметке, биток из дома (рис. 6).


рис. 6
рис. 6

Резка вдоль борта.
Прицельный на расстоянии одного диаметра шара от борта на уровне второго брильянта (рис. 7).


рис. 7
рис. 7

Резка вдоль борта.
Позиция битка та же, что и в предыдущем упражнении, прицельный на расстоянии одного диаметра шара от борта на уровне третьего брильянта (рис. 8).


рис. 8
рис. 8

Игра с борта.
Прицельный на передней (задней) отметке, биток на борту на уровне второго брильянта (рис. 9).


рис. 9
рис. 9

Тонкая резка.
Прицельный шар на радиус от центральной точки, биток из дома на уровне первых брильянтов (рис. 10).


рис. 10
рис. 10

Прямой удар из лузы.
Биток расположен между губок угловой лузы, прицельный на передней отметке (рис. 11).

рис. 11
рис. 11

Обратная резка.
Прицельный шар на позиции 1-8 (или 3-8), биток на расстоянии одного диаметра шара от борта на уровне первого брильянта (рис. 12).


рис. 12
рис. 12

Резка на дальнем ударе.
Прицельный шар на расстоянии одного диаметра от борта на уровне первого брильянта короткого борта, биток из дома (рис. 13).


рис. 13
рис. 13




Урок 10 — Equal Offense

Содержание

Правила упражнения (для любого уровня сложности):

Подготовка и начало подхода. Выставляется пирамида из 15 шаров, после чего выполняется открытый разбой, который не считается как удар. Все забитые при разбое шары выставляются на точку, это означает, что после разбоя на столе находятся 15 шаров. Игрок начинает с ударом «с руки» (кроме уровней 4 и 5).

Подсчет очков и переход на другой уровень: играется по основным правилам пула. Игра заказная. Цель игры забить все 15 шаров (кроме уровней 4 и 5) за один подход. Каждый забитый шар стоит одно очко. Подход продолжается, пока не исчерпано разрешенное кол-во ошибок или фолов (2 ошибки означают, что при третьей подход заканчивается). После ошибки/фола игрок продолжает из позиции, где остался биток. Кроме случаев, когда биток падает в лузу или покидает пределы стола.

Возможные ошибки:

  • Заказанный шар не забит.
  • Заказанный шар забит не в ту лузу. В этом случае, шар выставляется на точку, и игрок не получает очка.
  • Игрок фолит. Шары, забитые с фолом, выставляются. Игрок не получает очка за забитый с фолом шар. Если биток падает в лузу или покидает пределы стола, игрок имеет право ставить его куда угодно на столе.

Обычно сыгрывается 10 подходов. В идеале делать это надо без перерывов. Переход на следующий уровень возможен, если цель достигнута ДВА раза.

Уровни:

Возможные ошибкиШаров за подходКол-во забитых за 10 подходовМаксимальная серия
1. Beginner24120150
2. Intermediate16120150
3. Advanced012120150
4. Profi017170200
5. World Star028280300

На уровне 4 и 5 играется обычный стрейт-пул. После открытого разбоя «удар с руки» из дома или с места остановки битка. Цель: выбить максимальную серию в 20 (30) очков за подход. Если вы набираете 20 на четвертом или 30 на пятом уровне — подход закончен, начинайте очередную серию.

Мой лучший результат на 3-м уровне: 147 очков (очень горжусь собой). На четвертом: 150 (повода для гордости нет). Что в целом — соответствует моему высокому званию «продвинутый неходячка» ;).

Руслан Чинахов при подготовке к ЧЕ 2006 стартовал сразу с 5-го уровня. Первый результат был 193 очка. Через 3 недели, за несколько дней до отъезда в Киев, Руслан набрал 280 очков.

#ДатаВремя12345678910ВремяСумма
1
2
3
4
...

В уроке использован материал книги Ральфа Эккерта «Modern Pool».





Урок 11 «Дельта-плюс» — главное упражнение, обучающее игре в «Девятку»

Содержание

Правила боя: «Дельта»

Каждый подход начинается с открытого разбития. Падение битка с разбоя - фол, считается проигрышем партии. Все упавшие прицельные шары остаются в лузах. Кто-то выставляет при выполнении подобных упражнений забитые с разбоя шары. Я считаю, что хороший разбой должен премироваться. Падение с разбоя девятки или шара с наибольшим порядкомым номером - победа. Не стоит пренебрегать удачей, все-таки бильярд - игра. А гнобить себя за фарт как минимум глупо, согласитесь.

Игра всегда начинается с удара с руки. Правила «Девятки». Собрали с подхода - победа, плюс одно очко. Обосрались - минус одно.

Задача: довести счет до +5, тогда мы добавляем еще один шар к колоде, обнуляем счет и продолжаем. Если же счет становится -5, то количество шаров уменьшается на один.

Менее трех шаров делать не имеет смысла, лучше на этом месте задуматься: может, Вам потренировать более простые схемы? До 15 шаров при мне не доходил никто.

Правила боя: «Сет с Богом»

a. Подобное упражнение с девятью шарами можно делать в сете (типа «бой с тенью»), например до 11 побед. Все собранные партии пишутся Вам, а те, в которых ошиблись - воображаемому сопернику. За рубежом это называют «play God», подразумевая, что соперник настолько хорош, что подбирает все ваши ошибки.

b. Если вышеописаный «бой с тенью» показался слишком простым, можно усложнить правила. Мы принимаем ту позицию, что стала после разбоя и играем с места остановки битка. Если нет позиции для первого удара - прицельный шар с наименьшим порядковым номером ставим на заднюю отметку, а биток - с руки из дома.

Примечание: похожее упражнение (Progressive X-ball) есть в книгах Ральфа Эккерта (Ralph Eckert) «Progressives Pool» и «PAT». Но так как комплекс «Дельта-плюс» я узнал гораздо раньше, практикую сам и даю ученикам, как правило, его.

Содержание

 




© 2007-2021. ООО «Пирамида 26». Магазин бильярдных аксессуаров "Пирамида 26". Бильярдный стол с доставкой по России. Купить бильярдный стол.


Инстраграм Бильярдной Фабрики Пирамида 26 Интернет-магазин бильярдной фабрики Пирамида 26 в Яндекс.Директ Бильярдная фабрика Пирамида 26 на Яндекс.Карты Rambler's Top100